ИНСТРУКЦИЯ
СЪЕМКА В ШКОЛЕ
Чтобы альбомы делались, фотки были пизже, а клиенты довольны.
Тайминг
Порядок съемки обычно такой:
Общее фото
30-40 минут
Всем классом, две фотографии. Одна классическая, вторая смешная неформальная.
Общие фотографии бывают: с партами перед классом, и без парт.
Групповые
30-40 минут
Фото по группам 3-7 человек. Групп может быть 4 или 8. (в крайних случаях другое – об этом всегда сообщает наш администратор до съемки)
Портреты выпускникам и учителям
1.5-2.5 часа
Портреты бывают трех типов:
1. Без холста на фоне класса или библиотеки
2. На фоне холста
3. На фоне класса с холстом

Ориентация портретов для "Эконом" 2200 и "Базовый" 2800 – вертикальная.
Для альбомов "С интервью" 3500 и " Премиум" 4900 – горизонтальная (+композиционно человек в правой части кадра).
Тайминг может отличаться, иногда родители не предупреждают об этом заранее, а говорят по факту на съемке. Например, приезжаешь, а они тебе: "Вот школа нам не дала класс, нужно начать с портретов. В этом случае нужно сказать, окей, мы можем с вами начать с портретов, но нужно будет тогда всем дождаться потом съемки общей и групповых, чтобы никто никуда не сбежал.

Конечно бывают еще и другие ситуации, из которых нужно выходить грациозно и красиво, всех тут не напишешь, но вот главные принципы:
1. Клиент должен остаться доволен.
2. Вообще семеро одного не ждут, но иногда приходится. Поэтому если приходится все переиначивать из-за одного-двух человек, то главное, чтобы другие не были против.
3. Результат должен быть все равно на высоте.
4. Никогда не вступать в конфликт с клиентом.
5. Иногда клиенты могут садиться на шею, тут нужно очень тонко выйти из ситуации так, чтобы клиент сам захотел от тебя отстать, и ты при этом был красавчиком.
Общая фотография

Общая фотография класса – самая важная фотка в альбоме. Поэтому она должна получиться такой, будто ее снимали для Vogue или для постера американского сериала. Мы позиционируем себя как магистров современной школьной фотографии – просто поставить всех в три ряда не получится, иначе, зачем заказали альбомы у нас, а не у того дяди за полтора косаря.

Поэтому: вдохновляемся до съемки чужими работами, и следим за важными деталями, о которых упомянуто ниже, во время самой съемки.
В самом начале надо сказать детям следующее:

Процесс зависит не только от фотографа, но и от тех, кто принимает участие в съемке. Поэтому, во-первых, они не должны шуметь, быть сконцентрированными и слушать то, что ты просишь их делать. Если вдруг во время съемки кадров отвернется, моргнет или решит покопаться в носу – значит такая фотка и будет в альбоме. Во время подготовки к кадру я буду расставлять весь класс так, чтобы всех было видно. Поэтому не двигайтесь после того, как я вас поставлю или посажу. Любое ваше перемещение в пространстве может сделать так, что будет в итоге плохо видно либо вас, либо другого человека.
САМАЯ ВАЖНАЯ ФОТКА В АЛЬБОМЕ
Красивая многослойная расстановка
Класс нужно расставить так, чтобы не только все сидели красиво, но и всех было видно – никто никого не загораживал по ракурсу и свету, а так же, чтобы лица у всех были примерно одинакового размера (то есть расстояние от камеры между самым ближайшим и самым дальним человеком должна быть не более 2-3 метров, в зависимости от фокусного расстояния объектива).
Итак, вот краткий гайд
Тут несколько нюансов, которые нужно не забыть.

Визуальные хитрости
Первым рядом сажай наиболее милых, симпатичных, худых и красиво одетых. Так картинка будет визуально лучше.

Полненьких ни в коем случае не ставь сбоку, а то их разнесет искажением объектива. Ставь их ближе к центру, можно, чтобы их плечами чуть перекрывали другие люди, чтобы визуально они не занимали много места в пространстве.
Ритм
Не нужно всех ставить в одну линию, по росту от самых высоких к самым низким или еще как нибудь. Создай визуальный ритм и разнообразие, точечный дисбаланс, который будет привлекать глаз. Сперва может показаться, что было бы красиво, если бы все стояли по росту и была бы образная прямая, правильная линия. Наоборот, наша задача – из неидеальных линий сделать красивую композицию.

Кроме игр с ростом, ритм можно создавать предметами – например, партами спереди. тут углублять не будем, все есть в примерах. Главное не забыть подровнять парты, чтобы ритм был правильный, а не хаотичный.
Позы
Сидеть, сложив руки на коленочки – уже не модно. Так снимали в 90х, мы создаем новую культуру. Чаще всего они не знают как встать или сесть – помоги им с этим. Смотри картинки на пинтресте, чужие работы и художественные картины – вдохновляйся.

Есть пару приемов, которые как правило работают со всеми:
1. Все должны выпрямить спины и сидеть ровно, а не вразвалочку.
2. В позах должно быть разнообразие – не нужно всех спереди садить одинаково, а всех, кто стоит слева поворачивать к камере правым плечом, а справа – левым.
3. Для тех кто сидит – нога на ногу, или скрестить щиколотки снизу.
4. Не сажать на передний ряд на стулья тех, у кого светлые колготки или голые ноги. Светлые пятна внизу не приветствуются.
5. Для тех кто сидит – не подгибать под себя сильно ноги.
Стилизация
Добавь глобус и книги в кадр. Книги можно раздать некоторым ребятам, чтобы было разнообразие. Главное – чтобы они смотрели в камеру, а не в книгу (на классической фотке, на веселой – пусть хоть в небо смотрят).
Разворот по центру и отсупы по бокам
Помни – что по центру разворот. Для альбомов "Эконом" 2200 и "С интервью" 3500 – отступ в центре должен быть больше, потому что это полиграфические книги, которые печатаются постранично, а не разворотами. Отступ должен быть примерно в метр.

Для альбомов "Базовый" 2800 и "Премиум" 4900 – не нужно делать такой большой отступ между самими людьми, достаточно поставить просто по центру людей так, чтобы между их плечами проходил центр кадра. Головы должны быть не вплотную к центру, должен быть еще отступ от сгиба.

Не снимай так, чтобы люди по бокам стояли вплотную к кадру. Нам нужны отсупы для зазоров по обработке и кадрированию. Так что оставляй еще немного места по бокам.
Свет
Поставь две вспышки под потолок на отражение, и отверни их в противоположную от людей сторону, чтобы прямой жесткий свет от вспышек случайно не падал. Следи за бликами, зайчиками, а также за отражениями в стеклянных шкафах света. Помни что вспышка должны быть всегда выше детей. Не направляй вспышки в цветные объекты (например в шкаф) – только в белый потолок.

Важно: следи за светом, чтобы люди стоящие впереди не перекрывали свет на тех, кто стоит сзади.
01
Фон
Убери все лишнее, что засоряет кадр: цветы, стенды и то что бликует. Если в шкафах – стеклянные двери, проверить бликуют ли сильно. Если да, то открыть стеллажи. Парты, если они попадют в кадр, нужно подровнять.
02
Фокусное расстояние и перспектива
Лучше устновить камеру на штатив вначале съемки по центру композиции и на нужное фокусное – и потом расставлять уже весь класс. Снимай на 35-50 мм. Иногда можно на 28мм, когда не помещается совсем, класс большой, а помещение маленькое. Следи за искажениями и прямой перспективой. Камера должна быть на уровне глаз и смотреть параллельно полу (плоскость матрицы камеры должна быть параллельна стене напротив которой ты снимаешь), без существенных наклонов. Снимать поднимая камеру над головой – не надо, такие кадры выглядят уже не так профессионально и классически. Если кого-то не видно – переставь этого человека так, чтобы было видно, не поднимая камеру.
03
Диагфрагма
Не забудь закрыть дырку, чтобы все были четкие, без какого либо блюра.
04
~
Групповые
Чтобы снять групповые, нужно, чтобы класс разделился на группы. Количество групп может быть либо 4, либо 8. Не три, не пять, не шесть, не десять и даже не пятнадцать. Только 4 или 8 групповых.

Как правило, класс заранее делится на группы и перед съемкой предоставляет список. Иногда они не делают этого, либо делятся на группы неправильно. В таком случае нужно им об этом сказать, и объяснить как нужно поделиться. В случае, если они не подготовились заранее и не разделились, говори им поделиться первым способом (на 4 группы):

1. Класс делится на 4 группы по 3-7 человек. Люди в них не перемешиваются. То есть каждый человек находится только в одной из групп.

В случае, если класс целиком делится на 4 группы: то каждую группу нужно сфоткать два раза. Один раз – сделать серьезную/фешн групповую фотку, второй раз – неформальную/веселую, где они дурачатся. Вот дурацких лучше сделать две, с разными сюжетами и позами для выбора.


2. Класс делится на 8 групп. Это на тот случай, если они заранее разделились на 8 групп до съемки. Лучше сделать на каждую группу 1 дубль серьезный, 1 дубль веселый. Если не укладываешься в тайминг снимай без неформальных фоток, только фешн.


Важно! Общая и групповые выбираются коллективно всем классом – одна общая фотка на весь класс и по фотке на каждую групповую фотку. То есть, если было 4 группы – то всего в альбоме будет 8 фотографий: по две фотки на одну группу – одна серьезная, другая веселая, итого 2 фотки. 2 фотки умножаем на 4 группы, получаем всего 8 фотографий.

Эти восемь фотографий будут во всех альбомах одинаковые, а не так, что каждый выбирает себе в альбом какую-то конкретную фотку и вставляет себе одну фотки его группы, а другой человек из этой же группы вставляет себе другой дубль.

Если у них будут вопросы по этим нюансам – подробно объясните им это. Если сильно будут возмущаться, что они хотели парами или еще побольше – предложи остаться в конце съемки желающим, и пофоткаться 10 минут просто на память – эти фотки в альбом не пойдут, объясни это выпускникам.


Если было всего 8 групп – то всего в альбоме будет 8 фотографий. Эти фотографии будут во всех альбомах одинаковые.

Еще раз, независимо от выбранного варианта – в любом случае должно быть всего 8 фотографий (групп отличных по составу детей может быть 4 или 8)
Свети октой
Ставь свет поближе, чтобы он был мягче. Постарайся избежать попадания прямого света на фон. Октабокс можно поставить чуть сбоку и с другой стороны вспышку в потолок более слабой мощности, чтобы подсветить противоположную от окты часть, так как она будет более затемнена.
Если не лень, поставь красивый контровой.
01
Списки
Мы о них уже выше писали. Снимай по ним, если они есть. Если их нет или они разделились неправильно, попроси разделиться, объяснив как правильно.
02
Позы
Позы – одна из важных составляющих групп. На классических они должны быть более фешн. Если группа из девочек и мальчиков, я прошу их встать в одну линию, развернуться ко мне одним из плечей, ставлю мальчик-девочка-мальчик-девочка.
03
Веселые фотки
Разнообразь веселые фотки смешными позами, мемами, отсылочками или просто чем-то веселым.
04
Диафрагма
Не забудь закрыть дырку, чтобы все были четкие, без какого либо блюра.
05
Портреты выпускникам
Портреты снимаются в трех стилистиках:



1. Без холста на фоне класса или библиотеки
Главное выбрать правильную композицию кадра. Следи, чтобы голову не резали никакие линии.
2. На фоне холста
Тут все просто. Но снимай, захватывая чуть больше краев холста, чтобы было место для кадрирования.
3. Backstage. На фоне класса с холстом
Как на фоне класса, только просто за человеком ставь холст, чтобы отделить его от фона.
Внешний вид школьников
Следи за волосами – это важно для всех. Также за одеждой – чтобы с ней было все ок. Попроси мальчиков убрать все из карманов, а девочек, не забыть снять резинку для волос с руки.
01
Позы
Позы должны быть оригинальными, но в то же время без выебонов. Сними классическую фотку, которую точно можно будет выбрать и показать родителем, и потом можешь экспериментировать немного.

Не все любят улыбаться. Как правило все выбирают серьезные фотки. Поэтому делай дубль с улыбкой и без. Улыбка должны быть естественной, поэтому улыбаться нужно заставлять только юмором.

Если с кем-то не получается, тебе на помощь придет книга, которую можно взять в руки и посмотреть в камеру.
02
Холст
Если снимаешь в стиле бекстейдж или на фоне холста – следи за ростом школьников, и опускай/поднимай в зависимости от нужной высоты для фотографируемого.

Следи, чтобы человек был по центру холста. Над головой человека обязательно должен быть запас холста. Следи, чтобы фотографируемый не вылезал за пределы холста.
03
Стилизация
Добавь глобус и книги в кадр и старинные книги. Не используй современные, с фотообложками и глянцевые. Лучше всего подойдут дореволюционные, или хотя бы книги сборников Пушкина например.

Убери все лишнее, что засоряет кадр: цветы, стенды и то что бликует. Если в шкафах – стеклянные двери, проверить бликуют ли сильно. Если да, то открыть стеллажи. Парты, если они попадют в кадр, нужно подравнять.
04
Перспектива кадра и композиция
Снимай так, чтобы матрица камеры, холст и задняя стена класс были параллельны друг другу. Не под углом, не отходи в сторону. Снимай на уровне глаз фотографируемого человека. Классические кадры лучше снимать с прямой перспективой. Если мешает октабокс – подвинь его так, чтобы не мешал, и при этом свет был все равно отличным.
05
Все должны посмотреть свои фотки и остаться довольными. У нас нет пересъемов, поэтому каждый человек должен уйти со съемки довольным. Покажи результат на камере или мониторе. Приблизь, если просят. Если что-то не нравится, такое бывает, и это нормально. Просто постарайся узнать, что конкретно и поработай с этим. Если человек не может сформулировать, как правило его может не устраивать:

1. Щеки или второй подбородок (свет отражается от воротника блузки и подсечивает нижнюю челюсть).
2. Волосы. Попробуй убрать вперед, или наоборот назад. Попробуй спрятать или открыть ухо.
3. Я жирная. Измени позу на более удачную.
4. Странная поза. Дай человеку книгу, поза стандартная и неоригинальная, но зато максимально понятная.
5. Непонятно что не нравится. Отправь ее на вторуй круг в конец, обязательно скажи, что уделишь ей время и доснимаешь до результата, который нравится. Если неадекватный человек: иногда можно боротаься тем же оружием, и просто долго снимать. В какой-то момент им самим надоест и они сами захотят домой. Но помни, что нельзя вступать в конфликт. Клиент должен чувсовтваоть твое желание сделать каждому классный портрет.

Делай 1-2 дубля и показывай сразу. Если нравится – сними еще пару кадров для надежности. Если не нравится – корректируй, меняй то, что не нравится. Также потом делай пару дублей, пока не найдешь нужное русло.